19. Размер рынка

Вернуться к оглавлению

В лекалах больших компаний первый шаг оценки проекта — прикинуть объём рынка. В малом бизнесе всё немного не так. Дело в том, что если вам повезло начать малый бизнес, то рынок для вас делится на две части: очень ограниченный и бесконечный.

Очень ограниченный — это как у сельского магазина. По России примерная плотность магазинчиков на человека — около 1 на 100. То есть в городке на 3000 жителей предел пресыщения может быть достигнут примерно при 30 магазинах, из которых штук 10-15 будут продуктовыми (или частично продуктовыми). Просто представьте рынок на 200 человек. Это всего и итого 200 конкретных людей, которые могут покупать у вас, а могут не покупать. Обидели чем-то — не придёт больше. Обманули — расскажет всему району. Дали в долг на крупы перед получкой — ваш навеки, и всегда будет брать их 28-го в долг. И так далее.

Бесконечный рынок — это как торговать шаурмой на вокзале. Людей столько, что даже считать их бесполезно. Поток. Ваших возможностей очень и очень долго будет не хватать для того, чтобы расшириться до глобальной сети шаурменных, поэтому в рамках отдельной точки вокруг — море. И вопрос только в том, какого размера должна быть ячейка у невода, чтобы ловить больше рыбы.

В первом случае ваша стратегия строится вокруг облизывания каждого клиента и человеческого подхода. Потому что это единственный вариант не уменьшать свою прибыль. Во втором случае ваша стратегия — работа с продуктом, коммуникацией, конверсией и повышением громкости крика «Ша-а-аурма! Кому ша-а-аурмы?».

Это неожиданно отражается на B2B-рынках, которые при всей высокотехнологичности напоминают ту же проблему сельского магазина: клиентов мало, и вы можете знать каждого по имени. Поэтому самая большая трагедия городской пекарни — это уход управляющего и открытие им своего цеха. Потому что те же хлебные, которых он кормил с рук, теперь перейдут к новой пекарне.

Ещё это разделение важно учитывать при планировании маркетинга вообще. Потому что иногда вам достаточно обойти «своих» людей и посмотреть, что им нужно. А в другом процессе — вам нужно каждый раз эксперементировать с ячейкой невода, закидывая его в море.

Не путайте эти пути. Путь магазина — построение отношений и работа с сервисом. Путь лавки на вокзале — поиск себя. Ведь завтра вполне может оказаться, что пицца выгодней — и ничего вроде лояльности клиентов не будет вас удерживать от мгновенной смены вывески.


Добавить отзыв

Меня зовут:
Моя почта:
Отзыв:
Заполняя заявку, я лично принимаю решение о предоставлении своих персональных данных и даю согласие ООО "ОГОГО" на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе с целью приобретения товара. Подтверждаю, что моё согласие на обработку персональных данных дано конкретно, информированно и сознательно. Мною изучена Политика ООО «ОГОГО» в отношении обработки персональных данных, и я принимаю её условия.

Перезвоните мне

Мой кабинет

Восстановить пароль

Электронная почта

Мой город:

Пароль отправлен

Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

Спасибо!

Ваш комментарий отправлен

Спасибо!

Мы вам перезвоним

Отправляем ссылку на почту:

Моя почта:
Мы отправим только ссылку и ничего кроме ссылки

Ссылка отправлена

Письмо с ссылкой отправлено на указанную почту

Магазины в Санкт-Петербурге